Воспитываем сильный характер в себе – правила самовоспитания

Содержание

Что такое самовоспитание: примеры самовоспитания из жизни великих людей

Воспитываем сильный характер в себе - правила самовоспитания

В развитии личности непременным условием является самостоятельное развитие и самоконтроль. Для каждого человека наиболее ценными достижениями являются его личные достижениям и успехи.

Именно поэтому первоочередное значение в самовоспитании имеет раскрытие индивидуальных умений и талантов личности. Мотивом к действию являются примеры самовоспитания из жизни великих людей. Например: Михаил Ломоносов.

В этом случае человек раскроется наиболее полно и проявит свой индивидуальный внутренний мир.

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание.

Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина.

Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни.

В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя.

Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый.

Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира.

Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными.

В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им.

Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.

Источник: https://myself-development.ru/chto-takoe-protsess-samovospitaniya-lichnosti/

Что такое самовоспитание личности – методы и способы самовоспитания

Воспитываем сильный характер в себе - правила самовоспитания

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание – что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы.

Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению.

Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в.

, в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека – своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя.

Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине.

Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды – в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание – за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины.

Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества.

Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» – любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание – об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич
В чем смысл жизни человека и как его найти? Вопрос, в чем смысл жизни, касается всех, и у каждого человека может быть свой ответ на него. Разобраться в этом можно при помощи полезной литературы и кино. Существует много советов, которые помогают понять и найти свое предназначение. Личностный рост – что это такое и как стать сильной личностью? Про личностный рост не слышал только младенец. Пришло время разобраться, действительно ли люди в нем нуждаются, какие методы приведут к быстрому успеху и в чем опасность тренингов, обещающих мгновенное саморазвитие и исполнение желаний.
Духовная культура и духовная жизнь человека Духовная культура – это важная часть описания личности и общества, сформировавшаяся в течение сотен лет. Есть разные признаки и виды этой системы, которые могут изменяться и дополняться. Важно знать, способы развития в себе важных качеств для роста. Синергия и эмерджентность – что это такое в экономике? Синергия в сфере бизнеса, менеджмента и экономики обеспечивает промышленным и финансовым предприятиям стабильность в процессе развития. Объединение нескольких потоков в одном русле на выходе дадут эффект, в разы превосходящий силу каждого в отдельности.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-samovospitanie-lichnosti-metody-i-sposoby-samovospitaniya

Самовоспитание характера

Воспитываем сильный характер в себе - правила самовоспитания

      Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера.

Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер.

Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. 

      Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его.

Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).

      Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

      1. Общее понятие о характере

      В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток.

      В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.

Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.

Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

      Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения.

      Знания характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не значит, что грубость и несдержанность – свойство его характера.

      Характер формируется и определяется в течении всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек.

Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Непосредственное формирование характера происходит в семье, дружеской компании, трудовом коллективе, спортивной команде и пр.

В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

       характера составляет жизненную направленность личности, т.е. её материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.

Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в жизни, мире, что-то от чего зависят мотивы его поступков, задачи, которые он себе ставит.

      В задачах общества формируется и проверяется характер людей. Поэтому характер это не просто любое проявление твердости, упорства и т.д., а направленность на общественно значимую деятельность.

Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера.

Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.

      В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Показательным для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои приемы и способы.

Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его потребности в достижении успеха. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются (в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым). Привычка не всегда может перейти в черту характера, это лишь предрасположенность к действию соответствующим образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания.

В совершение характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Привычка не включает в себя эти чувства.

      Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость, твердость – мягкость, цельность – противоречивость, широта – узость. В самом общем смысле черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность и второстепенные.

      Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе определённые волевые черты, а именно:

      – принципиальность;

      – самостоятельность;

      – целеустремлённость;

      – решительность;

      – настойчивость;

      – выдержку и самообладание;

      – смелость и мужество. Не брезгуйте начинать учиться владеть собой с мелочей – именно так и поступали многие известные сильные личности, и постепенно научились «держать себя в кулаке».

      ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ. Человек становится принципиальным и самостоятельным, если подчиняет своё поведение собственным убеждениям, и, умея критически разбираться в чужих предложениях и советах, может отвергать или принимать их с уверенностью правильности принятого решения.

      ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. Целеустремлённость выражается в подчинении поведения человека устойчивой цели или каким-то частным целям и задачам, исходящим из цели перспективной. Примеры целеустремлённости можно найти в биографиях многих известных учёных: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…

      РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их, если требуют обстоятельства, немедленно.

      НАСТОЙЧИВОСТЬ. Умение до конца выполнять принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: «Начать, выдержать и устоять»!

      ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ. Умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, не поддаваться панике…

      СМЕЛОСТЬ И МУЖЕСТВО. Общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели.

Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего не имеют с волевой смелостью.

Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью. Поучительно изречение Александра Васильевича Суворова: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».

      2. Формирование характера личности посредством самовоспитания

      Человек с момента рождения становится социальным  существом.

      Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

      Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением  окружающих ЛЮДЕЙ,  их примером,  их идеологией,  опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития.

Именно поэтому  важно  знать совокупное действие всех факторов,  определяющих развитие личности на разных возрастных  этапах.  Не  менее  важно проникнуть  в глубинные механизмы этого процесса и понять,  каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе,  становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности.

  Здесь речь должна идти  о  специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

      При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании,  хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет,  отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.

      В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой  для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших  человеческих качеств.

      Работа над собой – самовоспитание – начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного,  желательного мотива своей деятельности.

Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день.

Осуществление  этой  цели  неизбежно  сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

      Таким образом,  на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания  человек  начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового,  весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

      Итак, самовоспитание – систематическая и  сознательная  деятельность  человека,  направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

  Самовоспитание призвано  укреплять  и развивать  способность  к  добровольному выполнению обязательств, как личных,  так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства,  необходимые привычки поведения,  волевые качества.

Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

      Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др.

  А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том,  чтобы  возможно раньше  пробудить  у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом,  как  достичь  поставленных  целей.

  Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

      Процесс воспитания ребенка можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании – в сознательной, планомерной работе человека над собой. Эта работа направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

      Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда ребенок научается корректировать свое поведение с его требованиями.

      Самовоспитание может осуществляться ребенком в различных сферах его развития – нравственного, физического, эмоционально-волевого, эстетического и интеллектуального. и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного склада, от идеалов школьника, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается.

Источник: http://stud24.ru/psychology/samovospitanie-haraktera/73792-233937-page1.html

Как воспитать в себе сильный характер: практические советы и рекомендации

Воспитываем сильный характер в себе - правила самовоспитания

Большая часть жителей планеты недовольна своим характером. Люди неуверенны в себе, полны сомнений и тревог, страдают от отсутствия решительности и целеустремленности. Они не решают проблемы и не борются с трудностями, пуская все на самотек. Результат — скучная и безрадостная жизнь. Можно ли изменить ситуацию? Как воспитать в себе сильный характер?

Что такое сильный характер

Сильный характер — это способность человека твердо следовать своим принципам и убеждениям, а также уверенно идти к достижению поставленных целей. Не стоит путать его с упрямством и гордостью.

То, насколько сильным является характер, зависит от трех его составляющих:

  1. Сила принципов и убеждений. Можно сказать, что это отношение человека к себе, своей жизни и будущему. Наглядный пример — кодекс чести офицера или самураев (Бусидо).
  2. Сила духа. Состоит из трех отдельных частей: вера, преданность и бесстрашие. Эти качества определяют торжество духовной составляющей человеческой сущности над материальной.
  3. Сила воли. Представляет собой способность бороться с ленью и жалостью к себе и неуклонно следовать к своим целям.

Слабохарактерный человек, в отличие от сильного, не обладает перечисленными качествами. У него нет собственных принципов и убеждений. Зачастую он не знает, чего хочет от жизни, и идет на поводу у окружающих.

Как воспитать сильный характер

Воспитывать сильный характер можно с раннего детства. В истории есть такие примеры. Это рыцари, обучение которых начиналось в 7 лет. Другой вариант — развитие по мере взросления и решения жизненных проблем, а также преодоления каких-то препятствий.

Еще один способ стать сильнее — самостоятельно работать над собой. Здесь придется намеренно создавать условия, способствующие развитию характера.

Как невозможно развить в себе сильный характер

Процесс воспитания характера требует, в первую очередь, наличия желания действовать, времени, а порой и самопожертвования. Существует ряд требований, игнорирование которых сведет все усилия на нет:

  • покинуть зону комфорта;
  • избавиться от лени, страхов и рабства привычек;
  • развиваться не только в мыслях, но и на деле;
  • заниматься с максимально возможной регулярностью;
  • уважать себя, помнить о достоинстве (не сравнивать с гордостью и высокомерием);
  • бороться с воздействием внешних факторов;
  • не насиловать, а дисциплинировать себя.

Развить сильный характер не получится и без четко поставленной цели. У человека должна быть мотивация. При ее отсутствии рано или поздно он сойдет с намеченного пути.

Удачные советы для развития сильного характера

Стать сильным и уверенным в себе человеком можно несколькими способами. Главное — не лениться и не жалеть себя. Результат не заставит себя ждать.

Задайте себе вопросы

Человек создает действительность своими собственными руками. И это касается не только положительных моментов. Негатив люди также создают самостоятельно, возможно, даже получая от него выгоду.

Понять вышесказанное поможет наглядный пример. Допустим, кто-то безуспешно борется с нерешительностью, слабым характером и отсутствием целей. Откуда у него появились эти качества? Не стоит сразу винить внешние обстоятельства.

Может, человек просто не хочет быть успешным? Он боится быть первым или выделяться на фоне толпы. В ответ на эти страхи организм формирует и развивает те черты характера, которые защищают от благополучия.

Вследствие этого, человек продолжает жить в своем собственном комфортном для него мире, не пытаясь его изменить.

Принимая во внимание вышесказанное, следует задать себе три важных вопроса:

  1. Зачем нужны определенные качества моего характера?
  2. Какую роль они играют в моей жизни?
  3. Как эти качества защищают от внешнего мира?

Честные ответы помогут понять, что и как нужно изменить в своем характере для того, чтобы он стал сильнее.

Подумайте, действительно ли у вас есть качества, которые мешают жить

Может быть, таких качеств в характере и нет, а мнение об их существовании навязали родители, друзья или знакомые. К примеру, ребенку с детства говорят, что у него руки растут не с того места и он  — полная бездарность.

До поры до времени он так и будет думать. Но в какой-то момент поймет, что на самом деле все не так уж и плохо. Он может отремонтировать любую поломку или создать что-то своими руками. Получается, что недостаток надуман.

Нужно сесть и серьезно проанализировать, действительно ли существуют проблемы с чертами характера? Возможно, это всего лишь плоды воображения.

Сформулируйте, какие качества хотите приобрести

Нужно четко обозначить свои предпочтения, выбрав самые желаемые черты характера. Это может быть решительность, целеустремленность, уверенность в себе и т.д.

Психологи рекомендуют говорить о качествах двумя фразами: я хочу получить и я уже имею эти качества в своем характере. Благодаря этому, процесс их развития пойдет быстрее.

Источник: https://lifemotivation.ru/samopoznanie/kak-vospitat-harakter-v-sebe

Самовоспитание характера, его роль в становлении личности

Воспитываем сильный характер в себе - правила самовоспитания

Самовоспитание характера занимает одну из ведущих ролей в формировании личности каждого из нас. Мы развиваемся и стремимся стать лучше на протяжении всей жизни.

 Самовоспитание характера – это осознанная деятельность человека, которую он направляет на формирование положительный качеств характера. Также в ходе работы над собой появляется необходимость устранить недостатки.

Сам процесс самовоспитания характера происходит поэтапно.

Какие действия важно предпринять, что начать менять характер в лучшую сторону:

  1. Вам потребуется самостоятельно провести анализ характера и поведения. Дать «трезвую» оценку поступкам. Сравнить себя с тем человеком, каким вы хотите стать в будущем.
  2. Выделить те качества, которые вы хотите изменить или обрести в процессе работы над собой.
  3. Написать собственную программу действий, в которой необходимо указать конечную цель и методы по ее достижению.

Не стоит думать, что изменить себя довольно просто. На формирование новых привычек может уйти несколько месяцев, а то и больше.

Какие трудности вас ожидают? Работа над собой основывается на нескольких главных методах, а именно:

  • волевые усилия;
  • самоанализ;
  • самопознание;
  • самоконтроль;
  • саморегуляция;
  • самооценка.

Что поможет воспитать сильный характер?

Сильный характер характеризуется следующими навыками:

  1. Умение давать адекватную оценку своим действиям. Научится требовать от себя результат, уметь перебороть недовольство собой, при этом, не опустив руки.
  2. Уметь ставить конкретную цель. Что именно вы хотите изменить в характере, какой навык развить и от чего отказаться?
  3. Развивать свою мораль, помогать ближним и нуждающимся.
  4. Самостоятельно составить план работы, предположим на один месяц и четко выполнять предписания.
  5. Искоренить лень и другие пороки, которые мешают на пути к достижению цели.
  6. Чтение литературы, посещение тренингов по личностному развитию.

Также в процессе воспитания вам придется работать над собой, учиться новым навыкам, например: культура общения, умения отстоять свою точку зрения, научиться решать проблемы самостоятельно, преодолевать стрессовые ситуации и т.д.

Примеры самовоспитания личности у людей, добившихся настоящих успехов

История насчитывает множество примеров людей, чьи успехи напрямую зависели от упорства, труда, самовоспитания, личностной психологии и желания добиться поставленной цели.

Давайте рассмотрим примеры известных людей:

  1. Стив Джобс. Он изменил не только собственную жизнь, но и судьбу миллиона людей. А вы знали, что его воспитывали приемные родители? Ведь его родная мама отказалась от него, будучи еще студенткой в университете. Его приемные родители были простыми рабочими, отец – автомеханик, а мать – рядовой бухгалтер. Они копили деньги много лет, чтобы дать приемному сыну возможность получить образование. Но Стив Джобс оставил колледж и приложил все усилия, чтобы добиться успеха в мире технологий. Так и возникла компания Apple, а ее основателями стали Джобс и его лучший друг – Стивен Возняк.
  2. Джоан Роулинг – известная американская писательница, создавшая мировой бестселлер о приключениях Гарри Поттера. Автор книги пережила много потрясений: смерть матери, развод, жизнь на грани бедности, но не перестала писать. Джоан отправила готовый текст в 12 издательств, но, увы – получила отказ. Многие бы опустили руки после такого, но автор продолжала искать свое «место под солнцем». Ее старания увенчались успехом, и вскоре Джоан стала счастливой и богатой женщиной. Автор не остановилась на достигнутом, она продолжает радовать своих читателей, так в свет вышло несколько новых произведений: «Зов кукушки», «Шелкопряд», «Случайная вакансия».
  3. Генри Форд. Юный предприниматель родился в многодетной семье, а его родители занимались фермерством. А после смерти матери Генри и вовсе сбежал из родного дома. Мальчишка с детства увлекался механикой, поэтому решил пойти работать в «Электрическую компанию Эдисона», где и зарекомендовал себя. А через несколько лет благодаря инвестированию бизнесменов Генри открывает собственную фирму Ford Motor. Со временем компания только расширялась, а Генри, благодаря собственному упорству смог запустить конвейерное производство автомобилей.

Истории известных людей, которые перенесли серьезные заболевания, но не утратили веру в собственные силы:

  1. Франклин Рузвельт. Президент США, который руководил страной во время Второй мировой войны. Еще в детстве он перенес заболевание полиомиелит и передвигался только в инвалидной коляске. Но на выступления он выходил самостоятельно с помощниками, которые помогали ему держаться.
  2. Ник Вуичич. Ребенок родился без руг и ног, но сумел справиться с трудностями. Парень смело катается на скейтборде, берет уроки серфинга. Он не жалуется на жизнь, а наоборот, постоянно проводит мотивирующие выступления, где поддерживается людей с инвалидностью.
  3. Джон Мильтон. Известный английский писатель, который потерял слух в 43 года. Но это не остановило его, и он продолжил творить. Его известная работа – «Потерянный рай».

Как видите, добиться успеха можно в любом возрасте, невзирая на материальное положения и состояние здоровья.

Литература для саморазвития и самовоспитания характера

Список популярной литературы, которую стоит прочесть:

  1. Ю.М. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера».
  2. Алан Лукейн «Искусство успевать».
  3. Стив Павлина «Личное развитие».
  4. Робин Шарма «Монах, который продал свой Феррари».
  5. Мануэль Дж. Смит «Тренинг уверенности в себе».
  6. Лариса Парфентьева «100 способов изменить жизнь».
  7. Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».

И другие книги, которые помогут вам на пути к развитию.

[Всего : 1    Средний: 5/5]

Источник: https://TrenerMozga.ru/samorazvitiye/samovospitanie-haraktera.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.