Социальные и гуманитарные знания — описание и отличия – основное особенности

Содержание

Социально-гуманитарное знание – это… Специфика социально-гуманитарного знания

Социальные и гуманитарные знания — описание и отличия - основное особенности

Социально-гуманитарное знание – это владение особенностями устройства общества. Попробуем разобраться в специфичности таких знаний.

Нюансы социально-гуманитарных наук

В настоящее время существует такая проблема, как классификация социально-гуманитарных наук. Одни авторы рекомендуют подразделять их на гуманитарные и социальные дисциплины. Другие считают, что такое деление нецелесообразно. Подобное разногласие во взглядах стало отличным поводом для того, чтобы работал институт социальных и гуманитарных знаний.

Особенность социальных наук

Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят социологические опросы, анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.

Гуманитарные науки

В их составе есть религиоведение, культурология, психология, педагогика. Между гуманитарными и социальными дисциплинами много сходства, поэтому данное направление является особым регионом познания.

Раз социально-гуманитарное знание – это отдельное направление научного познания, у него должны присутствовать определенные признаки. Среди особенностей социально-гуманитарных наук выделим важность учета феномена свободы.

Если науки о природе (химия, биология, физика) направлены на изучение естественных процессов, связанных с живой природой, то социально-гуманитарное знание – это в первую очередь изучение человеческой деятельности в художественной, юридической, экономической деятельности. Работа человека не происходит, она совершается.

Если у природных процессов нет свободы, то человеческая деятельность полностью независима. Именно поэтому социально-гуманитарное знание – это минимум определённости, максимум гипотетичности.

Особенности социально-гуманитарных наук

Специфика данного направления в том, что важно изучать субъективную реальность. Если объектом изучения естественных наук являются материальные объекты, то гуманитарии занимаются исследованием материальных систем, следовательно анализом объективной реальности.

Социально-гуманитарный профиль связан с сознанием человека. Так как оно суверенно, то есть присуще какому-то определенному субъекту, проводить исследования в таком направлении достаточно трудно. Для многих людей сознание конкретного субъекта недоступно.

Они могут видеть только внешние проявления в виде речи и действий, которые управляются сознанием. Именно по ним окружающие оценивают собеседника.

Но проблема заключается в том, что под внешней порядочностью вполне может скрываться либо настоящий преступник, либо очень ранимый человек.

Проблемы

Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя – мозга.

Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания.

Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми.

Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.

Методы

Структура социально-гуманитарного знания невозможна без важнейших методов: эмпатии и интроспекции.

Интроспекция в переводе с латинского языка означает самонаблюдение, изучение личной духовной жизни человека, проведение анализа собственных переживаний.

Она позволяет получать представление о собственном сознании. Без существования данного метода человек не смог бы изучать его, управлять им.

Эмпатия (в переводе с английского языка звучит как сопереживание) представляет собой проникновение одного человека во внутренний мир другого, восприятие чужих мыслей и чувств как своих личных качеств.

Институт социально-гуманитарных знаний особое внимание при проведении исследований уделяет выявлению сходных эмоций у группы единомышленников, которые вместе перенесли какие-то опасности и трудности.

Основывается данный метод на симпатии, то есть внутреннем расположении (сопереживании) к какому-то человеку.

Симпатия

Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.

Уникальность изучаемых объектов

Система социально-гуманитарного знания обладает высокой степенью уникальности рассматриваемых объектов. Они обладают неповторимой совокупностью определенных свойств, что прибавляет проблем при создании единой исследовательской системы в гуманитарной сфере.

Если физик сталкивается только с несколькими терминами, биолог с двумя соснами, то педагог либо юрист должны работать с двумя абсолютно разными людьми. Сравнивая химическую реакцию с ростом березы и с экономической реформой, отметим, что для их детального изучения потребуются различные методы.

Для технического и естественного направлений применение индивидуального подхода необязательно, ведь объекты, рассматриваемые в этих науках, однотипны. Различия в основном несущественные, поэтому их можно упускать. А вот у педагога, психолога, юриста нет возможности абстрагироваться от особенностей человека.

Классификация социально-гуманитарных наук многогранна, так как существует множество разновидностей в каждой науке.

Объяснение социально-гуманитарных объектов

Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия.

Для выявления социально-психологических особенностей индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека.

Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.

Алгоритм изучения

Институт социально-гуманитарных знаний (Казань) на протяжении длительного промежутка времени занимался разработкой последовательности действий, направленных на изучение уникальных признаков живого субъекта. В итоге было выявлено два основных этапа:

  • идентификация признаков различных субъектов, а также степени их выраженности;
  • сравнение их разных субъектов, определение на основе этого специфических характеристик, выявления для каждого менталитета.

Если не будет проводиться подобное сравнение, пойдет речь об изучении личности, сознания, но не о менталитете. Психологи и социологи понимают важность учета законов функционирования исследуемых объектов.

В социально-гуманитарной сфере применяют статические законы. Они обладают вероятностной причинностью, допускается порождение причиной одного из разных действий.

Именно поэтому все предсказания в социально-гуманитарной науке являются приблизительными, а в технике и природе – четкими и точными.

Среди особенностей рассматриваемого направления выделим и ограниченность использования в них полноценного эксперимента. К примеру, при изучении истории отдельной страны говорить об эксперименте неуместно, ведь события уже произошли.

Нельзя использовать исследования в социологии для анализа межнациональных отношений. Неуместен эксперимент и при изучении миграции населения. Некорректно специально переселять людей, менять их жилищные условия, уровень заработной платы, состав семьи, чтобы получить какой-то результат.

Кроме того, существуют и этические ограничения для проведения исследований в социально-гуманитарных науках. Запрещены опыты, которые могут нанести вред здоровью людей, унизить человеческое достоинство, ущемить авторитет.

Из-за ограниченности опытов эмпирическая база в данной сфере будет менее достоверной, чем в технических дисциплинах. Социальное направление использует определенные критерии научности:

  • рациональность;
  • доказательность;
  • опытная и практическая проверяемость;
  • возможность воспроизведения эмпирического материала;
  • эссенциальность.

Доказательная база в социально-гуманитарном цикле менее серьезная и строгая, нежели в точных науках. Причина в недостаточном количестве теоретических положений и установленных фактов. Часто вместо законов, психологи и педагоги действуют интуитивно, чтобы изучить определенные объекты.

Заключение

В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике.

Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все объекты социально-гуманитарной сферы являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами.

Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.

Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы.

Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле.

Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.

Источник: https://FB.ru/article/265627/sotsialno-gumanitarnoe-znanie---eto-spetsifika-sotsialno-gumanitarnogo-znaniya

Особенности гуманитарного познания

Социальные и гуманитарные знания — описание и отличия - основное особенности

Особенности гуманитарного познания.

Познание как форма духовной деятельности, как воспроизводство знаний о мире существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-историческое знание, поставляющее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связей. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни и практики людей.

Полученные при этом знания носили хотя и первичный, но хаотический характер, представляя собой просто набор сведений, правил, норм поведения. Сфера обыденного знания и познания многообразна.

Она включает в себя здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепленного в традициях, назиданиях, интуитивных прозрениях, предчувствиях и т.д.

Важнейшей формой познания, духовного освоения мира, особенно на первых этапах становления человечества, являлась мифология, в которой события жизни, природы, общества перерабатывались бессознательно-художественной фантазией народа.

В мифах можно обнаружить сюжеты и темы, посвященные устройству космоса, попытки ответов на вопросы о происхождении мира, его начале, устройстве, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, мировой гармонии, безличной необходимости.

Формирование мира в мифах понималось как творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния в порядок, из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил.

В современной философии заявлена концепция, согласно которой мифологическое мышление – это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт человечества.

В рамках мифологии сложилось художественно-образная форма познания, получившая свое развитие в искусстве. Искусство не ставит познавательных задач, но содержит в себе мощный гносеологический потенциал. В структуре любого художественного произведения можно обнаружить в той или иной форме знания о людях, их характерах, о странах, народах, обычаях, нравах, быте, о чувствах и мыслях.

Мифология способствовала формированию и такой формы познания, как религия.

Сюжеты, изложенные в священных книгах – Библии, Коране, рассказывают об обычаях и традициях людей того периода, когда они создавались, более того предписания действий и поступков людей, запреты на определенные формы поведения содержат общечеловеческое звучание, а потому могут рассматриваться как некие абсолютные истины. Перечисленные формы познания, несмотря на их различия, объединены одним связующим их признаком – все они представляют эмоциональное, чувственное отношение к миру.

Особо нужно выделить философское познание, которое опирается на доводы интеллекта, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства.

Рождение философского познания явилось одним из составных частей культурного и духовного переворота, в контексте которого возникла наука (прежде всего греческая математика).

Слово «философия» понималось как синоним зарождающегося рационально-теоретического миропонимания.

Можно выделить рациональное и эмоциональное знание и познание, феноменталистское и эссенциалистское, фундаментальное и прикладное, философское и частнонаучное, естественно-научное и гуманитарное познание. На особенностях последнего и будет заостряться внимание в этой работе.

Термин «гуманитарные науки» возник в философии науки в конце девятнадцатого века. Английский философ Дж.

Стюарт Милль в работе «Логика индуктивных знаний» отмечал, что в своем развитии человечество проходит разные стадии: религиозную, метафизическую и научную.

Метафизическая группа наук не достигла опытного знания, ей далеко до науки. К ней следует относить гуманитарные науки, или науки о духе.

 Так же была сформирована и другая позиция, в которой философами отстаивается научность гуманитарных наук, указывается на их несхожесть с экспериментальным естествознанием, но все же оправданность отнесения их к науке.

За всю длительную историю науки философия и методология ориентировалась в основном на развитие понятийного аппарата и логических приемов естественных наук, когда огромная область гуманитарного знания, корни которого уходят в культуру, оставалась вне поля зрения теоретиков философии познания.

  Но реальность жизни такова, что гуманитарное знание является для человека более значимым при формировании его жизненной позиции, идеалов и ценностей, нежели научное. Знания о мире, которые формулируют естественные науки, важны и необходимы, но они не дают человеку духовных ориентиров, в отличие от гуманитарных.

Гегель отмечал, что есть две основные формы объективного процесса: природа и целесообразная деятельность людей. Природа – предмет естествознания, а целесообразная деятельность людей, мир человека как созидателя культуры – предмет социально-гуманитарного познания.

Целью социально-гуманитарного познания является не только изучение явлений социального характера, но и формирование умения управлять, регулировать социальные процессы.

Если рассматривать социально-гуманитарное познание как целостную систему, то в нем можно выделить такие содержательные элементы в виде конкретных наук и научных дисциплин, как социальная философия, история, экономическая теория, культурология, социология, археология, педагогика, правоведение, искусствознание, литературоведение, филология, лингвистика и т.д.

Социально-гуманитарное познание, как и естественно-научное, обладает рядом специфических особенностей. У социально-гуманитарных наук есть свой предмет познания, отличный от предмета естественных наук. Разные авторы по-разному его определяют. Например. отечественный философ-культуролог М.М.

Бахтин отмечал, что «гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а о не безгласной вещи и естественным явлении», предмет гуманитарных наук – «выразительное и говорящее бытие», а потому критерием научности здесь выступает « не точность познания», а глубина проникновения. А Г.

Риккерт указывает что предмет гуманитарных наук – не объект ( как в естественных науках), а сам же субъект. Он называл гуманитарное знание науками о духе, о культуре.

 В социально-гуманитарном познании объект не только познается, он еще и оценивается с точки зрения познающего субъекта, его идеалов, эталона, норм.

В экспериментальном познании познающий субъект приобретает независимые от него факты, а в гуманитарном – субъект, его воля, избирательная активность, приоритеты, интуиция, иррациональное начало являются основными, и поэтому субъект включен в результат познавательной деятельности.

Социально-гуманитарное познание отличается от естественных наук и своей целью. В естествознании целью является необходимость что-то узнать и объяснить.

А гуманитарные науки не только что-то объясняют, они так же служат цели оправдать, усилить, укрепить или, напротив, изменить существующие общественные отношения и структуры.

Знание здесь формирует жизненную позицию, принадлежащую познающему субъекту.

Так же особенностью гуманитарного познания является и конечный результат.

Если в естественных науках – это открытие объективных законов, действующих в природе, то в гуманитарных – описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого. А это весьма сложный способ взаимодействия с объектом.

Этим и обусловлена специфика методов гуманитарного познания. Воспроизвести в лабораторных условиях события прошлого ( например, в истории) невозможно, а если и проводятся социальные эксперименты, то они носят весьма ограниченный характер.

Поэтому характерным методом гуманитарных наук является метод описания, а не построения общих понятий, что характерно для естествознания. Так же в гуманитарных науках применяются такие специфические методы, как понимание, интерпретация, вера.

Особенность гуманитарного познания так же заключается в специфике понятийного аппарата. В отличие от естественных наук, где при образовании понятий выбираются лишь повторяющиеся моменты. В гуманитарных науках отбираются моменты, отражающие индивидуальность, неповторимость рассматриваемого явления.

К примеру, категория «жизнь» в биологии рассматривается как форма существования материи при определенных условиях в процессе ее развития. В гуманитарных науках (например, в философии жизни) жизнь – это и «воля к власти» (Ф.

Ницше), и «космический жизненный прорыв» (Бергсон), сутью которого является сознание и самосознание,  и поток переживаний (Дильтей, Зиммель и др.).

Но несмотря на указанные особенности гуманитарного знания и познания, в целом оно подчиняется всем существующим в естественных науках правилам, что позволяет определить их как науки.

В них познание направлено на выявление объективно существующих законов и связей, но в отличие от естественных наук эти «законы» расплывчаты, «неточны», это, скорее, «законы-тенденции», поскольку предмет познания в них – человек, его внутренний мир, обладающий уникальностью, неповторимостью. Однако уникальность и неповторимость не существуют сами по себе, они включены в систему взаимодействия разных граней человеческого бытия, что позволяет выводить общее, закономерное.

Рассматривая вопрос об особенностях гуманитарного познания, нельзя обойти вниманием направления и школы, исследующие проблемы соотношения гуманитарных и естественных наук. В частности, стоит заострить внимание на двух крайних позициях – натурализме и антинатурализме.

Особенностью натуралистической позиции является отрицание различий между двумя сферами познания (естественного и гуманитарного), сведение методов и форм естестевенно-научного познания к гуманитарному. Различают четыре формы натурализма: мехацинизм, физикализм, биологизм, фрейдизм.

В механицизме за абсолютную верную принималась механистическая картина мира, законы механики признавались единственными законами мироздания, из чего следует, что гуманитарное познание, его законы не признавались.

Сторонники физикализма настаивали на том, что физика – универсальная наука, и ее язык является универсальным языком науки и все науки ( включая гуманитарные) должны использовать термины физики.

Приверженцы биологизма так же претендовали на абсолютную адекватность терминов и принципов биологии в анализе всех явлений, в том числе и явлений социальной жизни, доказывали возможность объяснения ими жизни общества, исторических событий и в целом – явлений культуры.

Фрейдизм – совокупность школ и течений, заявивших о том, что психологическое учение Фрейда является своего рода «ключом» к разгадке человека и феноменов культуры. Так же в рамках натурализма сложились школы, в которых использовались именно природные факторы при объяснении явлений общества и культуры. К ним относятся географический и демографический детерминизм. Представители первого (М.Монтескье, А.Тюрго, Г.Бокль) объясняли неравномерность в социальном и культурном развитии стран и народов природными условиями ( климатом, почвой, водными ресурсами, полезными ископаемыми, флорой и фауной). Демографический детерминизм, в свою очередь, абсолютизировал значение в развитии общества, народов и стран количество народонаселения.

Антинатурализм в разнообразии его школ и течений, в отличие от натурализма, противопоставляет естественно-научное и социально-гуманитарное знание, отрицает наличие в них общих моментов.

В рамках этой исследовательской программы различают следующие формы: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм.

Социологизм абсолютизирует роль и значение социально-гуманитарных методов и средств познания истории, культуры, человека, принижая значение естественно-научных приемов и принципов, а то и вовсе их отвергая.

Экономизм все богатство, многообразие общественной жизни, явлений искусства и культуры объясняет исключительно законами экономики: они, по мнению его представителей (Е.Дюринга, Э.Бренштейна), определяют все явления духовной жизни общества. Основные идеи психологизма изложил В.

Дильтей, немецкий философ, историк, психолог в работах «Введение в науки о духе», «Описательная психология» и др. Антипсихологизм возник на волне критики психологизма Дильтея и других авторов. Общая направленность идей антипсихологизма заключается в том, что психология, ее приемы и методы не являются универсальным средством или инструментом познания всего многообразия явлений культуры и общественной жизни.

Проблемы методологии и специфики социально-гуманитарного знания и познания обсуждаются философами и по сегодняшний день.

Во второй половине двадцатого века сформировалась культурцентристская программа, в основе которой заложена идея взаимодополняемости методов и приемов естественных и социально-гуманитарных наук, а не их противопоставления или приравнивания одних к другим. На мой взгляд, эта идея является наиболее продуктивной в решении проблемы изучения гуманитарных знаний.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гуманитарное познание описывает мир человека, который дополняет собой мир природы. Гуманитарные знания, даже выраженные в научной форме, содержат в себе личностные характеристики исследователя. Они всегда субъективны. Гуманитарное познание насыщено нравственным чувством. В нем присутствуют этические нормы их создателей и потребителей.

Таким образом, гуманитарное познание изменяет природу сознания, его присвоение означает для человека развитие. Гуманитарное познание не может существовать независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте.)

Список использованной литературы:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002.

2. Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. – Воронеж, 2003.

3. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): Учебное пособие для аспирантов. – Ростов-н/Д., 2004.

4. Кохановский В.П., Шумейко М.К. методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. – Ростов-н/Д., 2005.

5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Институт   Экономики и финансов

   Специальность Финансы и кредит                     

 книжки   67081   

Студентка     Каунова Олеся Валентиновна

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА   №  1

по

ФИЛОСОФИИ

Дата регистрации работы деканатом

_________________

Тверь 2011

Источник: http://stud24.ru/philosophy/osobennosti-gumanitarnogo-poznaniya/410006-1401139-page1.html

Разница между социальными и гуманитарными знаниями

Социальные и гуманитарные знания — описание и отличия - основное особенности

Важная часть науки — социальные и гуманитарные знания. В чем их специфика? Чем отличаются социальные знания от гуманитарных?

статьи

Под социальными понимаются знания об обществе, о тех процессах, что происходят в нем. Это может быть взаимодействие людей друг с другом на уровне решения бытовых вопросов, в области бизнеса, в сфере политики.

Социальные знания призваны обеспечивать лучшее понимание особенностей данного взаимодействия, а также содействовать успешному разрешению отмеченных вопросов.

Это возможно за счет изучения исторических фактов, проведения различных исследований, анализа общественных процессов.

Главные научные дисциплины в рамках социальных знаний — социология, история, политология.

В некоторых случаях ученые задействуют инструментарий из иных наук — например, математики (как вариант, если стоит задача — вывести ту или иную статистику), экономики (если нужно выявить влияние хозяйственных процессов на общество), географии (для определения закономерностей, характеризующих общественные процессы в тех или иных регионах).

Основными ресурсами социального знания можно считать:

  • событие, отражающее факт взаимодействия людей друг с другом (например, это могут быть выборы в органы власти, митинг, манифестация, шествие, конференция);
  • процесс, формирующийся за счет взаимодействия людей друг с другом (переговоры, соревнование, миграция).

Посредством соответствующего научного инструментария исследователь выявляет то, какие факторы влияют на ход тех или иных событий и процессов, а также то, каким образом они могут влиять на развитие общества.

Факты о гуманитарных знаниях

Под гуманитарными понимаются знания о человеке как самостоятельном субъекте мышления и действия.

В большинстве случаев они связаны с общественными процессами, поскольку люди так или иначе взаимодействуют между собой.

Но исследование коммуникаций человека с другими людьми в гуманитарном знании осуществляется прежде всего исходя из рассмотрения личных мотивов, целей, духовных ценностей, приоритетов участников взаимодействия.

Главные научные дисциплины в рамках гуманитарных знаний — философия, психология, лингвистика, антропология. Но, безусловно, значительный объем исторических, политологических и социологических знаний также, по сути, изучает гуманитарные процессы.

Основным ресурсом гуманитарного знания можно считать некий первоисточник, характеризующий действия и установки человека или группы людей. Он может быть реальным и представлять собой, к примеру, отраженные в документах цитату, публичное выступление, дневник, художественное произведение конкретного человека или группы людей.

Он может быть абстрактным, выраженным в виде культурного наследия, правовых традиций, обычаев.

Посредством научного инструментария изучается то, что повлияло на формирование того или иного первоисточника — реального или абстрактного, и как это может воздействовать на сложившиеся научные подходы к пониманию сущности действий и мотивов человека.

Сравнение

Главное отличие социальных знаний от гуманитарных в том, что первые изучают общество, а вторые — человека. Безусловно, их объект во многом совпадает, поскольку современный человек в большинстве случаев является частью общества. Которое, в свою очередь, состоит из людей.

Социальное знание достаточно легко сочетается с гуманитарным. Научные методы, что характерны для второго направления науки, как правило, всегда можно дополнить концепциями, свойственными первой научной сфере, — и наоборот.

Например, в антропологических исследованиях могут рассматриваться факты, выявляемые учеными-историками.

В политологии, в свою очередь, для изучения тенденций в социально-политических процессах могут потребоваться знания из сферы психологии, лингвистики.

Определив, в чем разница между социальными и гуманитарными знаниями, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Знания социальныеЗнания гуманитарные
Что между ними общего?
Социальные знания могут дополняться гуманитарными — и наоборот
Научные методы, характеризующие социальные знания, могут использоваться при исследовании различных объектов в гуманитарном знании — и наоборот
В чем разница между ними?
Изучают главным образом обществоИзучают преимущественно человека
Важные дисциплины — история, политология, социологияГлавные дисциплины — психология, лингвистика, философия, антропология
Основной объект изучения — события и процессы, отражающие взаимодействие людей друг с другомОсновной объект изучения — первичные источники, отражающие деятельность человека как самостоятельного субъекта

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-socialnye-znaniya-ot-gumanitarnyh/

ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание

Социальные и гуманитарные знания — описание и отличия - основное особенности

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

  • Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
  • Специфика методов социального познания.

    Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).

  • Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина.

    Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.

  • Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам.

    Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.

  • Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Принципы социального познания

  • Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.
  • Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга.

    Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.

  • В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

Источники социального познания

  • Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
  • Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.

  • Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основана форма социального познания – это социальный и научный факт.

В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности  в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

  • Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
  • Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
  • Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.

Цели социального познания

  • Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
  • Стремление понять место и роль человека в обществе
  • Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания

Эмпирические

  • Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
  • Опрос (анкетирование, интервью)
  • Тестирование
  • Экспертная оценка
  • Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
  • Эксперимент
  • Измерение социальных установок (шкала само ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

  • Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
  • Обобщение
  • Классификация
  • Умозаключение
  • Статистический метод
  • Выдвижение гипотезы
  • Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

  • Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
  • Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
  • Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия  основана на вере  в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

  • Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.

    )

  • Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.

  • Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Методы социального прогнозирования

  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
  • Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
  • Экстраполяция – (лат.

    extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид  деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-5-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.