Подчёркиваем определение правильно в предложении

Содержание

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Подчёркиваем определение правильно в предложении

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

  • допол­не­ние
  • опре­де­ле­ние
  • обсто­я­тель­ство

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как под­чер­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет к ним зада­вать в пред­ло­же­нии.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое допол­не­ние.

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котел­ке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го.

[attention type=red]
Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, напри­мер:
[/attention]

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду.

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну.

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стре­лоч­кой;
  4. опре­де­лим падеж суще­стви­тель­но­го;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это допол­не­ние;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой лини­ей.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блю­деч­ка.

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Как подчеркивается определение?

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос);
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен);
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег);
  • место­име­ни­ем (этот дом);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше, были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое, сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

Обстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

обсто­я­тель­ства места

  • идти куда? домой;
  • остать­ся где? в лесу;
  • уви­деть отку­да? изда­ли;

обсто­я­тель­ство вре­ме­ни

  • рас­пу­сти­лись когда? вес­ной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;

обсто­я­тель­ство при­чи­ны

  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неуда­чи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болез­ни;

обсто­я­тель­ство цели

  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обсто­я­тельств;
  • идем с какой целью? узнать;

обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия

  • спус­кать­ся как? осто­рож­но;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тща­тель­но;

обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни

  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слег­ка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;

обсто­я­тель­ство уступ­ки

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

обсто­я­тель­ство усло­вия

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рей­са;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

  • наре­чи­ем (глу­бо­ко ныр­нуть);
  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же (рас­стро­ить­ся от доса­ды);
  • дее­при­ча­сти­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том (вздох­нуть, отвер­нув­шись от нас);
  • инфи­ни­ти­вом (при­сесть послу­шать при­бой);
  • фра­зео­ло­ги­че­ским выра­же­ни­ем (напи­са­но чер­ным по бело­му).

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/kak-podcherkivaetsia.html

Как подчеркивать части речи

Подчёркиваем определение правильно в предложении

> Русский язык > Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные — подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.

Главные члены предложения

Подлежащее в тексте обычно выражается существительным, а сказуемое — глаголом. Оба эти члена выделяются прямыми линиями. Чтобы наглядно показать, как подчеркивается подлежащее и как подчеркивается сказуемое, приведем пример:

Пират охотился за сокровищами.

В этом простом предложении в качестве главного субъекта выступает слово «пират», которое мы подчеркиваем одной горизонтальной чертой.

Действием, которое совершает субъект, является слово «охотился» и выделяется двумя горизонтальными линиями, находящимися параллельно.

Важно!

  1. Подлежащее (вопрос-маркер: что? и кто?) и сказуемое (вопрос-определитель: что делал? и что сделал?) в классическом варианте выражаются существительным и глаголом, однако бывают исключения, когда главные члены выражены другими частями речи:
  • причастием;
  • наречием;
  • местоимением;
  • именным существительным.

В таких случаях нужно помнить, что главные члены выражают субъект действия и само действие.

Типы предложений

  1. В русском языке встречаются 2 типа предложений:
  • простые — двусоставные и односоставные;
  • сложные — с несколькими главными членами.

В односоставном варианте может присутствовать либо подлежащее, либо сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Среди неглавных частей предложения в тексте представлены:

  • Определение — выделяется волнистой линией. Уточняется вопросами: чья? чей? какая? который?.

В тексте выражается:

  • прилагательным;
  • инфинитивом;
  • наречием;
  • существительным в не Именительном падеже.

Для наглядности приведем примеры, показывающие, как подчеркивается определение, выраженное разными частями речи.

Прилагательным:

Яркое утро.

где слово «яркое» — признаком субъекта «утро».

Инфинитивом:

Черта характера подчинять была у каждого правителя.

где слово «подчинять» — признак предмета «черта».

Наречием:

Дочь сидела тихо в комнате.

где слово «тихо», описывает сказуемое «сидела».

Существительным:

Дом с мезонином был последним пристанищем Чехова.

где слово «с мезонином» — определение субъекта «дом».

  • Обстоятельство — подчеркивается штрихпунктирной линией с точкой. Описывает характеристики действия и указывает на:
  • место — вопросы — маркеры: где? куда? откуда?
  • время — вопрос-определитель: когда?
  • причину — маркер: почему?
  • цель — вопрос: зачем?
  • образ — вопрос-маркер: каким образом?
  • сравнение — вопрос-определитель: как?
  • условие — маркер: из-за чего?

В тексте выражается:

  • косвенным существительным;
  • наречием;
  • деепричастным оборотом.

В качестве примеров приведем фразы, где покажем, как подчеркивается обстоятельство, представленное вышеуказанными частями речи.

Косвенным существительным:

Он был на севере важным человеком.

где слова «на севере» обозначают обстоятельство.

Наречием:

Машина ушла влево, чтобы не перевернуться.

где слово «влево» является обстоятельством.

Деепричастным оборотом:

Ожидая праздника, она пригласила всех своих родственников.

где словосочетание «ожидая праздника» — обстоятельство.

  • Дополнение — выделяется на письме штрихпунктирной линией. Определяется вопросами косвенных падежей: Т., П. Д. Вн ., Р.

Подразделяется на 2 типа:

  • прямое — субъект действует прямо, например, воплощать мечту; съел кашу; заворачивать подарок.
  • косвенное — субъект действует через кого-то или что-то, например, приказал подать чай; покоритель душ; параллельно дому.

В тексте выражается:

  • существительным;
  • местоимением.

В качестве примеров приведем предложения, показывающие, как подчеркивается дополнение, выраженное ранее указанными частями речи.

Существительным:

Все украшают дом гирляндами на Рождество.

где слово «гирляндами» обозначает дополнение.

Местоимением:

Принцесса знала его как никто другой.

где слово «его» — дополнение.

Важно! В связи с тем, что некоторые части речи могут обозначать разные члены предложения, необходимо задавать вопросы-маркеры.

Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является.

Подводя итог, отметим, что приведенные примеры не только наглядно демонстрируют, как подчеркивается прилагательное и другие члены предложения, но и являются материалом для составления таблицы, которая в будущем может стать «костылем» для памяти.

Источник:

Как подчеркивать все части речи

Иногда в русском языке можно запутаться и допустить ошибку, что нельзя делать, ведь от этого зависит смысл предложения и качество речи. Для выделения главных элементов предложения мы обычно подчёркиваем их. Но так как частей речи много и все они важны, то мы подчёркиваем их по-разному. 

Как подчёркивать главные члены

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это первое из главных слов в предложении, которое является существительным, отвечающим на вопросы «кто?» и «что?».

Подлежащее подчёркивают обычной прямой линией. Однако, подлежащее может быть и прилагательным, и местоимением, и наречием, и чем угодно.

Чтобы не запутаться, нужно запомнить, что подлежащее – субъект темы, о которой говорится в предложении.

Сказуемое – второй главный член предложения, который определяется вопросами: «что делал?», «что сделал?», «что происходит с объектом темы?». Обычно, хоть и не всегда, сказуемое выражено глаголом, или другим элементом, указывающим на происходящее с объектом темы. Сказуемое подчёркивается двумя прямыми линиями.

В качестве примера можно взять предложение: “машина едет по дороге”. В этом случае «машина» — подлежащее, а «едет» — сказуемое.

Как подчёркивать второстепенные члены

Существует несколько второстепенных членов предложения:

  • Определение.
  • Дополнение.
  • Обстоятельство.

Определения обычно предстаёт в виде прилагательного как характеристика предмета. Отвечают на вопросы «какой?», «чей?», и подчёркиваются волнистой линией. Дополнение подчёркивается пунктирной линией и является объектом сказуемого, например, в предложении: “отправить посылку”. Также дополнение может быть представлено в разных падежах.

А вот обстоятельство выражает признак самого действия. Признаком может быть время, образ и степень, место, цель, причина, условие или какое-либо сравнение характеризующее тему, о которой говорится в предложении, например, предложение: «Зимой идёт снег» или «Магазин продуктов расположен на площади».

Обстоятельство подчёркивается пунктирной чертой с точками.

Источник:

Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается наречие в предложении? Чем отличаются наречия от других частей речи и прилагательного?

Что представляет собой наречие, как часть речи? На какие вопросы отвечает наречие? Чем отличается наречие от других частей речи? Примеры наречий.

«Велик и могуч русский язык» — об этом мы все знаем еще со школьной доски. Возможно, именно потому изучение этого великого языка дается нам порой столь тяжело. Чего только стоят все его части речи? Одной из них и будет посвящен данный материал.

Источник: https://soveti-masterov.com/bez-rubriki/kak-podcherkivat-chasti-rechi.html

Как подчеркивать пробел предлоги в предложении. Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

Подчёркиваем определение правильно в предложении

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные – подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные – определение, обстоятельство, дополнение.

Как подчеркиваются части речи

Подчёркиваем определение правильно в предложении

Русский язык изучается в школе с 1 по 11 класс, а потом его продолжают изучать в высших учебных заведениях (в зависимости от специальности).

Знание правил русского языка нужно не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или получить диплом, но и в дальнейшей жизни, ведь потом вам легче будет формулировать мысли и строить правильные, логически построенные предложения.

В частности, необходимо знать части речи и уметь их подчеркивать в предложениях.

Трудность заключается в том, что порой можно подзабыть и попросту запутаться. Поэтому правильнее всего будет иметь в своем рюкзаке специальную табличку, в которую при надобности можно будет подсмотреть, пока вы не выучите все эти правила наизусть.

1

Как подчеркиваются части речи – главные члены предложения

  • Главные члены в предложении – это подлежащее и сказуемое. Обычно в классическом понимании, подлежащее – это имя существительное, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», и подчеркивается прямой линией. Но стоит отметить то, что подлежащее может быть выражено любыми частями речи: прилагательным, причастием, наречием, всевозможными видами местоимения. Запомните, подлежащее обозначает субъект действия.
  • Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы действий, «что делал?», «что сделал?», «что происходит с предметом?» и т.д. Обычно сказуемое выражено глаголом, но бывают исключения, например, составное именное сказуемое «было холодно», где есть глагол связка + именная часть, выраженная прилагательным или существительным. Сказуемое подчеркивается двойной чертой.

Важно! Не всегда в предложении подлежащее и сказуемое встречаются вместе, существуют односоставные предложения, которые имеют только один главный член. Примеры односоставных предложений: Утро. Было пасмурно. Прощай же, море!

2

Как подчеркиваются части речи – второстепенные члены предложения

  • Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.д.: Шумели листья березы.
  • Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:Говорю о друге.
  • Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.

Обстоятельства бывают:

  • Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
  • Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
  • Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
  • Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
  • Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
  • Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
  • Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
  • Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.

Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-podcherkivayutsya-chasti-rechi

Как подчеркиваются части речи в предложении: главные и второстепенные члены

Подчёркиваем определение правильно в предложении

> Русский язык > Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

  • Главные члены предложения
  • Типы предложений
  • Второстепенные члены предложения

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные — подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.

: краткое причастие — примеры, отличие от прилагательного.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-pravilno-podcherkivayutsya-chasti-rechi-v-predlozhenii.html

Определение как подчеркивается и на какие вопросы

Подчёркиваем определение правильно в предложении

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как под­чер­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет к ним зада­вать в пред­ло­же­нии.

Вспомним, что такое допол­не­ние.

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котел­ке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го.

[attention type=red]
Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, напри­мер:
[/attention]

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду .

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну .

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стре­лоч­кой;
  4. опре­де­лим падеж суще­стви­тель­но­го;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это допол­не­ние;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой лини­ей.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блю­деч­ка.

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше , были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое , сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Обстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

  • рас­пу­сти­лись когда? вес­ной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;
  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неуда­чи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болез­ни;
  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обсто­я­тельств;
  • идем с какой целью? узнать;
  • спус­кать­ся как? осто­рож­но;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тща­тель­но;
  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слег­ка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рей­са;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

  • наре­чи­ем ( глу­бо­ко ныр­нуть);
  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же (рас­стро­ить­ся от доса­ды );
  • дее­при­ча­сти­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том (вздох­нуть, отвер­нув­шись от нас );
  • инфи­ни­ти­вом (при­сесть п ослу­шать при­бой);
  • фра­зео­ло­ги­че­ским выра­же­ни­ем (напи­са­но чер­ным по бело­му ).

источник

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть . (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку . (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города . (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

источник

Ответы@Mail.Ru: Подскажите пожалуйста как подчеркиваются «обстоятельства, дополнение и определение» и на какие вопросы отвечают?

При грамматическом и синтаксическом разборе предложения необходимо выделить все члены предложения. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а второстепенные – определение, дополнение и обстоятельство.

Подлежащее и сказуемое подчёркивается одной и двумя прямыми линиями соответственно, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, а обстоятельство – пунктиром с точками.

Чтобы правильно подчеркнуть определение (как и другую часть предложения), необходимо отличать его от остальных членов предложения.

В качестве примера попробуем разобраться, как подчёркивается определение на примере конкретных случаев.

Определение, как второстепенный член предложения, расширяет и дополняет его. Оно может и вовсе отсутствовать в предложении (поэтому и называется второстепенным).

Определение – это признак предмета. То есть, если в предложении упомянут предмет, то его характеристики, отвечающие на вопросы «Какой?» или «Чей?» и будут определением.

Определение может быть выражено разными частями речи:

Также определения выражаются в устойчивых словосочетаниях и фразеологизмах.

Определения делят на две большие группы:

Согласованные определения связаны с предметом согласования: они употребляются в том же падеже и числе, а в единственном числе – в том же роде, что и предмет.

Источник: https://mostech-group.ru/kak/opredelenie-kak-podcherkivaetsya-i-na-kakie-voprosy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.