Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Плетение из соломки: виды, техники, подробный мастер-класс с фото

Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Плетение из соломки — старинный вид народного промысла, получивший широкое распространение на Руси. Из нее изготавливали предметы быта, обувь, игрушки и многое другое.

В качестве сырья использовались стебли ржи, ячменя, овса и пшеницы.

В сухом виде солома очень ломкая, но после распаривания она приобретает пластичность и мягкость, а высыхая, становится жесткой и сохраняет форму изделия.

Об этом рукоделии написано много книг. Плетению из соломки уделили внимание такие авторы, как О. Лобачевская, А. Гриб, собрав в своих изданиях множество авторских схем. В статье рассмотрим техники рукоделия для начинающих.

Подготовка материала

Для плетения из соломки (мастер-класс будет представлен ниже) лучше всего подходит ржаной стебель. Из всех хлебных злаков он отличается наибольшей длиной и прочностью.

При замачивании стебли ржи приобретают мягкость и пластичность. Другие виды соломки также пригодны для плетения, но имеют свои особенности.

Например, пшеничный стебель намного толще, жестче и короче, но имеет свой характерный золотистый отлив.

Заготавливают материал для плетения изделий из соломки в конце июля — первой половине августа, когда колоски начинают созревать. Срез стебля делается под корень. Если заготовка сырая и зеленая, она начнет гнить и чернеть. Чтобы избежать этого, ее нужно тщательно просушивать.

Делают это, расстелив стебли слоем средней толщины на ровной горизонтальной поверхности. Время от времени их переворачивают для улучшения качества сушки. Зеленые стебли, выдержанные в тени, превосходно сохраняют цвет. Соломка, высушенная под солнцем, немного выгорает и приобретает насыщенный золотистый оттенок.

После начальной подготовки стебли очищают от ненужных листьев. Делают это следующим образом. Стебель разрезается на отрезки в местах узлов. Причем, срезая коленце, одновременно удаляют лист, соединенный с ним.

После завершения этой процедуры переходят к сортировке по длине и толщине. Отобранную, очищенную и просушенную соломку укладывают в коробки.

В таком виде она может храниться несколько лет, не утрачивая своих внешних качеств и пластичных свойств.

Для плетения из соломки (фото работы представлены в статье) желательно использовать три верхних, самых тонких колена, толщина которых равномерно распределена по всей длине. Перед началом работы солому замачивают либо запаривают кипятком.

Отбирается приблизительное количество стеблей, необходимых для творчества, и погружается в таз с водой или другую емкость соответствующего размера. Если сырье заготовлено совсем недавно, достаточно замочить стебли на 30 мин в прохладной воде. Старую солому заливают горячей жидкостью и прижимают прессом.

В таком виде материал выдерживается до тех пор, пока не станет гибким. Однако стоит помнить, что если оставить соломку в воде надолго, она начнет чернеть.

Затем еще влажный материал оборачивают слегка мокрой тканью или полиэтиленовой пленкой, чтобы он оставался влажным в процессе плетения. Излишки можно просушить и использовать в дальнейшем.

Далее в статье рассмотрим техники плетения из соломки. Они не очень сложные, но требуют внимательности и усидчивости.

Прямое плетение

Выделяют несколько основных техник работы с соломкой. Каждая из них позволяет на выходе получить своеобразный рисунок и подходит для изготовления того или иного предмета. Перед тем, как приступить к работе непосредственно со стеблями, можно применить плетение из бумажной соломки. Это будет отличной наглядной тренировкой, особенно для новичков.

Прямое плетение напоминает процесс ткачества полотна на станке. Для выполнения данной техники необходимы плоские распластанные стебли соломы. Для этого вымоченный толстый стебель проглаживают тупой стороной ножа либо иголкой, надавливая и распрямляя на твердой поверхности с лицевой и изнаночной стороны. Манипуляцию продолжают до тех пор, пока соломка не станет плоской.

Эта простая техника подойдет для плетения из соломки начинающим постигать это рукоделие. Процесс осуществляется по схеме в следующей последовательности:

  1. Сначала выкладывают необходимое количество лент из соломы (оно определено схемой плетенки).
  2. По вертикали их начала склеивают либо прижимают прессом.
  3. Затем с конца через одну приподнимают четные соломинки и в горизонтальном направлении продевают между ними стебель.
  4. После этого действия повторяют, но уже с нечетно расположенными по вертикали полосками. Укладывают следующий горизонтальный стебель.
  5. Таким способом плетение продолжают по всей длине соломки.
  6. Затем полоски плотнее подгоняют друг к другу и сушат под прессом.

Источник: https://labuda.blog/184667

Плетение из соломки и других материалов

Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Прежде чем приступать к плетению из бересты, лучше потренироваться плести из картонных или бумажных лент.

Ленточное плетение из бересты бывает двух видов: прямое – подобное полотняному переплетению в ткачестве и косое – с расположением лент под углом в 45°. Такое плетение представляет собой ритмичное чередование квадратов.

Рассмотрим данные виды плетения на конкретных примерах.

Изготовляется карандашница в технике прямого плетения.

Материал: 11 берестяных лент шириной 1 см и длиной 30–40 см (ширина и длина лент могут варьироваться в зависимости от размеров изделия).

6 лент укладывают крест-накрест, переплетая их между собой. Плетенка, которая получилась в центре, и будет служить основанием карандашницы. Далее выплетают стенки.

Для этого на основание кладут деревянный брусок-шаблон, который облегчит формирование прямых углов изделия. Выступающие концы лент поднимают вертикально и переплетают получившиеся стойки горизонтальными лентами.

Ленты при плетении сдвигают как можно плотнее, чтобы между ними не было зазоров. Выступающие концы лент-стоек обрезают.

Край карандашницы обрабатывают следующим образом: 2 полоски бересты накладывают одну с внешней стороны края карандашницы, другую – с внутренней и прошивают их тонкой берестяной лентой.

Выплетаемая солонка имеет вид кубика с небольшим горлышком цилиндрической формы. Для изготовления ее также потребуется шаблон в виде коробки или деревянного бруска.

На стол укладывают три ленты бересты и переплетают и с тремя другими лентами, концам которых придается клинообразная форма (рис. 47, а, б). Ленты сгибают по форме шаблона и обвязывают тонкой бечевкой (рис. 47, в). Начиная с основания, вертикальные ленты последовательно оплетаются тремя рядами горизонтально расположенных лент (рис. 47, г), после чего шаблон извлекается.

Рис. 47. Последовательность изготовления дорожной солонки-кубика

Остатки вертикальных лент переплетают между собой, заделывая концы в плетение (рис. 47, д). Незаплетенными оставляют только два конца лент у края квадратного отверстия. Эти ленты просовывают под ленты верхней грани куба, в результате чего получаются две петли (рис. 48).

Рис. 48. Дорожная солонка– кубик

В петли несколько раз пропускают берестяную ленту, свернутую по кругу. Потянув за оставшиеся кончики лент, плотно затягивают петли, которые, в свою очередь, прижимают получившееся горлышко к самой солонке. Оставшиеся концы заделывают в плетение.

Кузовок

Данное изделие изготовляют в технике косого плетения. Пластину бересты размечают и разрезают на полоски шириной 4 см и длиной 40–50 см. Из 8 полосок в шахматном порядке сплетают коврик, размечают на нем линии границ дна кузовка под углом 45° к переплетенным полоскам. Для того чтобы в процессе дальнейшего плетения дно не расплелось, коврик с четырех сторон с углов закалывают булавками.

Затем поочередно плетут углы кузовка, закладывая ленты в шахматном порядке навстречу друг другу. Таким способом образуют все четыре угла, одновременно выплетая и стенки кузовка.

После того как будут выплетены углы и стенки кузовка, ровно подрезают весь край кругом. С внутренней и внешней стороны края кузовка обводят полоской бересты, которую закрепляют металлическими скрепками или обшивают тонкой берестяной лентой.

Так же прикрепляется ручка из полоски бересты толщиной до 2 мм.

Получившийся туесок можно расписать клеевыми или водорастворимыми красками, например гуашью, обратившись к растительным мотивам.

Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте

Для украшений берестяных изделий издревле применялись тиснение и выскабливание (гравировка). Эти техники просты, но дают возможность для достижения большого разнообразия узоров, обогащают поверхность изделия выразительным рельефным рисунком.

Тиснение. Штампики для тиснения на бересте изготавливаются из палочек (стержней, брусков) круглой, квадратной или прямоугольной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая: дуб, вяз, береза, клен. Хорошие штампики получаются и из древесины яблони, груши.

Длину палочек делают такой, чтобы в процессе работы их было удобно держать (примерно 80—100 мм).

Заготовив необходимое количество палочек, тщательно зачищают их от заусениц и других неровностей. Затем одному из торцов, который будет рабочим, придают форму будущего тисненого орнамента: круг, квадрат, ромб, розетку, полоску и др.

Рабочий торец с задуманной формой или элементом штампика обрабатывается с помощью ножа, напильника, других инструментов.

Более сложные по форме штампики с элементами растительного орнамента вырезаются с применением небольших стамесок для резьбы по дереву.

Эскиз поможет выбрать наиболее выразительный рисунок для тиснения.

Перед тиснением бересту размечают шилом на

полоски или квадраты, в которых будет размещаться рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем вверх. В объемные изделия необходимо вложить деревянные бруски.

Приложив штампик к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом делается весь рисунок.

В процессе тиснения качество рисунка, его глубина зависят от силы удара, от правильного прикладывания штампика к бересте.

Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом Составив эскиз будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля, линейки, шаблонов. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний тонкий слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску, если ширина элементов узора одинаковая.

Кроме выскабливания, можно использовать гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом Благодаря слоистому строению бересты эти элементы легко отслоятся. В результате откроется другой слой, отличающийся по цвету.

Кроме готовых работ, тиснением и выскабливанием (гравировкой) можно украсить полоску бересты, которую можно затем использовать в качестве закладки для книг или обложки для записной книжки.

Источник: https://litra.info/book/pleteniye-iz-solomki-i-drugikh-materialov/page-22.html

Плетение из соломки для начинающих: возвращение в прошлое

Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту.

Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку».

Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома — это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!

Старый продукт

Солома — это доступный материал, который подходит для различных произведений. Историки считают, что рукоделие — первое занятие народного творчества.

Что же делают из соломы? Корзинки, шляпки, шкатулки, коробочки, кухонную посуду, аппликации. Если в древние времена это было средство к существованию, составляющая дома, то сейчас для многих — хобби.

Помимо него, многие мастерицы изготовляют изделия на заказ, которые стоят довольно дорого на современном рынке.

Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Для создания аппликаций нужно использовать овсяную или ячменную соломку, потому что стебли короткие и не подходят для плетения. Но такой материал очень мягкий с красивым оттенком.

Профессионалы готовят ржаную солому во время восковой спелости зерна. Они предлагают срезать материал ножом около корня, а затем раскладывают под солнечные лучи для приобретения золотистого цвета.

Прочтите это:  Как плести фенечки из ниток мулине: простые способы и методы

Для того чтобы разобраться с основными этапами работы, нужно смотреть разные видео-уроки и читать обучающие книги. Они помогут запомнить движения, научат правильно выбирать инструменты и подготавливать материал.

Из соломы особенно красивыми получаются цветы. Это тот случай, когда цвет не имеет значения. Конечно, они не выглядят как настоящие, но становятся прекрасным украшением для любой квартиры.

Для работы понадобятся:

  • ржаная солома;
  • лента;
  • ткань любого цвета, нити;
  • проволока;
  • бумага и картон (возьмите тонкий);
  • клей ПВА (не карандаш);
  • нож и ножницы;
  • большая емкость;
  • для раствора — аммиак (10%, 1 ч.л.), гидроперит (9 таблеток) и вода (500 мл).

Начинаем мастер-класс с основного.

  1. Для начала сделаем раствор, смешав все ингредиенты.
  2. Налив раствор в емкость, положим туда соломку. Помните, что «готовиться» соломка должна около 6-ти часов. Помешивайте материал, чтобы отбелить соломку. После «мариновки» промываем соломку и начинаем работать.
  3. Возьмите 10 трубочек, разрежьте их. Совет — резать нужно вдоль волокон. Разверните руками материал.
  4. Утюгом проглаживаем полоски, делайте это с внутренней стороны. Такая процедура нужно для выпрямления.
  5. Наклеим полосочки на бумагу клеем. Прижимайте плотно, но не сильно, чтобы не деформировать соломку. Скалкой прокатываем пласт.
  6. После предыдущих шагов делаем из картона трафарет. Накладываем на пласт, рисуя с обратной стороны 12 листиков. Аккуратно вырежьте. Совет — используйте перчатки, чтобы не пораниться. И помните, что нож должен быть острым.
  7. Каждый листик клеем к ткани. Возьмите нитки, обмажьте клеем и приклейте к краям листочков. Оставьте поделку на некоторое время, чтобы подсох материал.
  8. Вырежьте произведение. Нарисуйте на картоне кружок (диаметр 1 см), тоже вырезаем и клеем 6 листиков.
  9. С обратной стороны клеим листики. Помните, что используя клей, оставляйте поделку подсыхать.
  10. Прокалываем серединки цветочков в двух местах, привязывем к проволоке.
  11. Лентой обмотайте проволоку. И вуаля — цветочек готов.
  12. Для букета повторите все шаги. Такое растение можно поставить в вазу, чтобы оно радовало глаз.

Такой результат:

Мир полотен

Винтовое плетение используют для окантовки поделок. Для работы нужно использовать влажные соломинки одного размера и толщины. На схеме показаны этапы работы:

Мастера считают, что в процессе работы могут возникнуть трудности с плетением. Поэтому нужно перевернуть плетево, продолжая работу наизнанку.

Существует много мк по созданию. Шнур нужно плести до необходимого размера. Такой вариант подходит для краев рамок, сумок, аксессуаров, шкатулок. Часто он встречается для петелек и пуговиц. Для поделок винтового плетения нужно использовать соломинки первого сорта, чтобы поделки были качественными и долговечными.

Помимо растений можно делать красивые шляпы.

Они станут дополнением к любому образу. По новинкам моды такой аксессуар становится все популярнее. Создавать поделку легко, но нужно использовать подробную схему, которые есть в интернете. Дополнить головной убор сможет лента или резинка. На все воля фантазии, поэтому мастерица сама решает, как улучшить произведение.

Прочтите это:  Как сплести из резинок фигурку на крючке: просто и доступно

Для того чтобы научиться различным премудростям, можно посмотреть видео. Такие уроки станут настоящим подспорьем в дальнейшем труде. Конечно, с первого раза работы могут быть несовершенными. Профессионалы советуют не отчаиваться, а пробовать творить дальше, совершенствуя свой талант.

по теме статьи

Солома — это строптивый материал. Требует повышенного внимания. Поэтому вдохновляйтесь процессом, получайте удовольствие и творите на здоровье!

Источник: https://knittochka.ru/pletenie/pletenie-iz-solomki-dlya-nachinayushhih.html

Плетение из соломки

Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал.

Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее.

Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях.

Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия.

«Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного»

Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.

Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек.

Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных «пауков».

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так.

Материал 

Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Она является дешевым и доступным материалом для плетения всевозможных утилитарных и декоративных предметов.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки.

Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Соломенный стебель делится на 4–5 междоузлий – колен.

Ржаная соломка имеет широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания растения, времени заготовки и условий хранения. В замоченном виде она мягка и эластична.

Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но, к сожалению, недостаточно длинный стебель.

Заготовка соломы

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить.

Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки.

Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта).

Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху.

Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент.

Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом).

Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки.

Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый.

Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.

При покраске соломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные для тканей. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.

После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее в печи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно только прокалить горячим утюгом.

Инструменты

1. Клей ПВА или обойный клей для клейки деталей.

2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Простой карандаш и фломастеры.

4. Анилиновые красители.

5. Пластилин.

6. Нитки и иголка, леска, ленты.

7. Ножницы разного вида: не тугие и с прямыми концами, полукруглые.

8. Нож с коротким, заточенным под углом лезвием.

9. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

10. Калька для приклеивания соломенных лент.

11. Шишки и семена.

12. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей.

13. Пуговицы.

14. Проволока для изготовления каркаса.

15. Пресс для выравнивания изделий.

При работе с соломкой необходимо придерживаться следующих несложных правил:

1. Работать лучше всего у низкого стола (на уровне колен), поскольку большая часть работ осуществляется на весу.

2. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.

3. Рабочее место можно оборудовать полками или коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.

4. На столе должно находиться только самое необходимое: слева – коробка с соломкой, брусок, рисунки, шаблоны; справа – скальпель, нож, кисти, баночка с лаком, ванночка с губкой, пропитанной водой, карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус.

Свет на работу должен падать с левой стороны.

Аппликации из соломки 

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная.

Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 оС и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет.

Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна.

Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Источник: http://stud24.ru/art/pletenie-iz-solomki/90209-274270-page1.html

Плетение из соломки для начинающих

Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Важное и древнейшее ремесло, которым овладели люди, начиная с древних веков – плетение. Как правило, всё, что могло пригодиться в данной технике выполнения поделок, люди пытались использовать и приручить для своих целей.

Всё материалы растительного происхождения, могли быть полезны человеку даже для такого дела, как плетение. Например, колосья пшеницы, либо диких растений и иных злаковых культур были хорошим подспорьем в изготовлении той или иной поделки.

Плетение из соломки вы сделаете в данной статье для начинающих и узнаете интересные факты о происхождении этой технологии. 

Вещи, изготовленные в технике плетения из соломки, называют соломоплетеными, а саму технологию – соломоплетением. Солома – универсальный материал для изготовления поделок в технике плетения. Потому, что её стебли достаточно тонкие, но прочные, что даёт подобным поделкам пригодность в быту и просто приятное преимущество перед другими материалами.

Для придания ещё большей пластичности соломке при изготовлении поделки её размачивают. А когда солома высыхает, то прекрасно держит форму изделия. Например, ржаная соломка имеет свойство хорошо окрашиваться. Поэтому, её используют для основы в изготовлении поделок, подвергающихся окраске.

Чтобы работать с соломкой было легко, она не доставляла неудобств, стебли обрабатывают, срезая все лишние отростки, колоски, листья и узелки. Если имелась такая необходимость, то её окрашивали, возможно, даже отбеливали и придавали положенную для изделия длину, цвет, форму.

Использовать изделия из соломки стали в 19 веке в Вятке. Там же решили приобрести образцы изготовленных из соломы шляп, корзинок, книг, цветов, для дальнейшего изучение и модернизирования. В дальнейшем, организовывались мк и выставки по данной технике плетения вещей и аксессуаров.

Поэтому, спустя время, подобные поделки, получили своё распространение не только в качестве украшения интерьера и аксессуаров, но и как самостоятельный товар для продажи. Мастера, работающие в этой технике профессионально, имели большой спрос и радовали глаз неописуемыми поделками.

Ближе к 1889 году в Вятской губернии появился самостоятельный промысел по изготовлению соломенных шляп. Этим делом занимались подростки, мальчики примерно 11 – 16 лет. Это был их основной способ пропитания и заработка с то время. Со временем, соломенные шляпы стали приобретать всё более изящный вид, усовершенствовались техники плетения, этот аксессуар стали приобретать женщины.

Спустя года, данное ремесло качественно перешло на высокий уровень и прилавки с соломенными изделиями расширяли свой ассортимент. Конусные сумки, сумки изготовленные в технике винтового плетения, детские сумочки, женские шляпы различных фасонов и цветов – далеко не полный перечень выполненных мастерами того времени поделок.

Уже в 20 веке, своё распространение получили крашеные изделия из соломы.

Модные в те времена цвета:

  • Красный
  • Желтый
  • Оранжевый
  • Фиолетовый
  • Розовый
  • Зеленый
  • Серый.

Шло время, вещи из соломы стали постепенно выходить из моды. Стремительно развивался рынок, всевозможная фабричная продукция и подобные аксессуары просто не имели былой актуальности и привлекательности для покупателей.

К радости многих мастеров, сегодня соломенные изделия популярны и востребованы. Они несут в себе определенную ауру и всегда помогают сделать интерьер квартиры и дома более уютным. Сегодняшний мастер – класс, научит вас выполнять поделки из соломки с минимальными затратами и максимальным удовольствием от процесса изготовления изделия.

Изучаем плетение из соломки для начинающих для создания шляпки

Сегодня, вы узнаете, как сплести детскую шляпку из соломы своими руками в домашних условиях.

Вам понадобятся:

Схемы по составлению шляпки из соломы вы сможете найти в интернете, их великое множество.

Пошаговая инструкция по изготовлению шляпки:

  1. Подготавливаете место для работы. Просматриваете материал, которым будете работать.
  2. Плетете согласно схеме. У каждой из поделок свои последовательные действия по работе с материалом.

    Поэтому, следуя им, вы без труда соорудите поделку.

  3. Если у вас есть тонкая резинка, то можете прикрепить её к готовой шляпке.
  4. Когда поделка будет готова, то можете украсить её всевозможными аксессуарами для того, чтобы украсить её.

Носите на радость!

Будем рады, если наш мастер – класс вам понравится и пригодится.

Соломоплетение

Плетение из соломы — виды и изделия. Способы плетения, советы

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Одним из древнейших ремесел в Беларуси является соломоплетение. Соломенные жгуты шли на изготовление разнообразных коробов, посуды для хранения продуктов, игрушек, шкатулок, шляп и многого другого.

Следует отметить, что создаваемые из соломки фигуры являлись своеобразными защитниками человека, символами божества, а не просто игрушками.

Так, кукла олицетворяла собой Мать-Прародительницу, защитницу женщин; коза служила символом урожая и плодовитости; конь, всегда сопровождающий мужчину — его друг, советчик и защитник; птицы – души предков, которые охраняют и помогают всем живущим на Земле.

История соломоплетения

С момента освоения земледелия используется солома для плетения различных предметов. Ее всегда было в достатке в крестьянских хозяйствах после уборки урожая и обмолота зерна.

Солома одевала и обувала наших предков, утепляла их жилище и служила постелью. Но в то же время, солома для крестьян была не только материальной ценностью.

Она служила прекрасным пластическим материалом в создании разнообразных обрядовых атрибутов и украшений.

Ко дню зимнего солнцестояния изготавливались подвесные соломенные «пауки». Такой паук с паутиной был символом Создателя и его творения – Вселенной. Он вывешивался на самом почетном месте дома – над столом в красном углу.

Наши предки приписывали пауку способность поглощать негативную энергию. Прослужившего всю зиму паука обязательно сжигали в день весеннего равноденствия.

Также паука подвешивали над колыбелью новорожденного ребенка и над головами молодоженов во время свадьбы.

Заготовка соломки

Для использования в соломоплетении заготавливается в основном солома таких злаковых культур как пшеница, рожь, рис, ячмень и других.

Каждое из этих растений обладает достаточно хрупким и в то же время жестковатым стержнем. Но если несколько стеблей соединить вместе и научиться работать с ними, то понимаешь, что они гибкие и прочные.

У каждого злака свой особенный цвет, гибкость, прочность, толщина.

Заготовка соломы производится летом, только после того, как растение созреет, и у него нальются колосья. Эта работа требует большой осторожности, так как соломинки очень легко гнутся, могут потерять форму и стать непригодными к тонкой работе. Солому собирают до обмолота. Дают ей несколько дней высохнуть и в таком состоянии сохраняют до начала работы.

Чтобы подготовить солому к плетению, убирают с нее колосья, узелки и листья, т.е. соломинка должна быть гладкой. Затем ее сортируют по размеру, учитывая длину и ширину. Если это потребуется в работе, соломинки могут быть разрезаны вдоль и проглажены утюгом. Важно отметить, что перед работой солому замачивают на некоторое время в воде, чтобы набравшись влаги, она стала более эластичной.

Способы соломоплетения

Процесс соломоплетения осуществляется несколькими способами. Самым старым является плетение по спирали. В этой технике солома сшивается соломой или иным материалом (тоненькими полосками ивы, листьями пальмы), который может обвить пучок, и который можно обернуть вокруг своей оси и затянуть. Этот способ плетения придает изделию прочность и жесткость.

Другой вид представляет собой плетение сшитыми полосками соломы, в результате которого получается достаточно крепкое и гибкое полотно, в виде декоративных ленточек и спиралей.

Существует также перпендикулярное плетение разрезанной вдоль соломой, которое выглядит очень красиво, а изделия, сделанные таким плетением, отличаются особым блеском.

Однако они не плотные и используются в основном как декор, приклеенный на какую-либо поверхность.

Соломенные изделия в быту

Бытовые изделия для хранения зерна и иных продуктов из соломы на протяжении многих веков были незаменимы в крестьянском быту.

Различные емкости, сделанные в технике спирального плетения, были самых разных размеров и форми и  широко применялись в хозяйстве. Самые большие вмещали в себя десятки килограммов зерна. Они обладали гигроскопичностью и не повреждались грызунами.

Эти важнейшие качества соломенной утвари делали ее незаменимой в крестьянской среде вплоть до середины прошлого века.

Что касается изготовления элементов одежды из соломки, то наиболее распространены были соломенные шляпы. Такая шляпа была непременной частью летнего народного мужского костюма. Постепенно в повседневной жизни их заменили головные уборы фабричного производства, а шляпы остались в качестве защиты от солнца при работе в поле или пастьбе скота.

Изделия из соломки имеют неповторимый национальный колорит и являются своеобразным символом Беларуси. А это значит, что древнее искусство соломоплетения будет существовать до тех пор, пока человек выращивает на земле хлеб. Успехов вам в новом деле!

С уважением, Александр Гончаров

Источник: http://alex60.ru/solomopletenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.